Сертифицирование и Декларирование
продукции в России и странах ЕАС
За год число площадок, заслуживающих доверия пользователей, выросло в два раза.
Росаккредитация совместно с Минпромторгом России, Роскачеством и Центром развития перспективных технологий (ЦРПТ) провели ежегодное обновление Реестра доверенных онлайн-площадок. Награждение лучших прошло во время сессии «Доверенные онлайн-площадки: новый уровень качества и безопасности в интернет-торговле» в рамках международного форума «Всемирный день качества».
Реестр, запущенный в 2022 г., помогает потребителям выбирать наиболее клиентоориентированные площадки, которые заботятся о клиентах, проверяют своих поставщиков и товары, информируют о качестве, обеспечивают безопасность покупок и обработки персональных данных, и оказывают поддержку пользователям.
«Онлайн-площадки, в частности маркетплейсы занимают значительное место в жизни людей. По отдельным подсчетам по состоянию на ноябрь 2024 г. порядка 84% граждан пользуются услугами маркетплейсов. Сегодня, для решения стоящих перед нами задач, нам необходимо выработать единую стратегию по развитию данного сектора экономики. И присвоение онлайн-площадкам статуса «доверенной» является частью этой стратегии», — отметил статс-секретарь – заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации Роман Чекушов.
Согласно социологическому исследованию Центра изучения потребительского поведения Роскачества, каждый пятый опрошенный сталкивался с проблемами при покупке товара через онлайн-площадки. В числе наиболее распространенных проблем:
приходил бракованный товар (29,3%);
несоответствие товара описанным характеристикам на сайте (28,8%);
сложности с возвратом или обменом товара (21,1%).
95% опрошенных при выборе товара обращают внимание на рейтинги и отзывы, однако 85% сомневаются в их правдивости и допускают возможность их завышения или недостоверности. Почти 36% сталкивались с предложениями оставить положительный отзыв на товар в обмен на какой-то бонус.
«Потребители нуждаются в объективной и достоверной информации о соответствии товаров установленным требованиям. Для этого Росаккредитация создала сервис по обмену данными, которым пользуются уже более 20 компаний, среди них – крупнейшие российские маркетплейсы и ритейлеры. Более 26 млн карточек товаров уже имеют ссылки на сертификаты и декларации. Благодаря сервису перед покупкой можно быстро и легко проверить наличие подтверждающих документов о безопасности товаров, предлагаемых на конкретной платформе. Доступ к данным из реестра Росаккредитации – один из ключевых параметров при формировании нашего рейтинга доверенных площадок», – подчеркнул руководитель Росаккредитации Назарий Скрыпник.
По итогам исследования 2024 г. статус «Доверенной онлайн-площадки» получили:
OZON;
Wildberries;
Яндекс Маркет;
ВкусВилл;
Летуаль;
Лемана ПРО;
Metro Cash & Carry;
ДНС Ритейл;
Магнит.
Эти площадки обеспечивают высокий уровень доверия благодаря строгим проверкам и соблюдению всех необходимых критериев.
Статус «Кандидатов в доверенные онлайн-площадки» получили:
Пятерочка;
Перекресток;
Чижик;
Слата.
Включение участников в Реестр подтверждает их клиентоориентированность и заботу о покупателях.
«С развитием онлайн-торговли «Реестр доверенных онлайн-площадок», который мы запустили два года назад, становится все более и более актуальным. Доверие – то, без чего невозможно себе представить эффективное взаимодействие между продавцом и покупателем. И очень радует, что все большее число онлайн-платформ и маркетплейсов начинают ответственно относиться к безопасности и качеству продаваемых товаров, помогать людям делать осознанный выбор и формировать ответственное отношение к покупкам в Интернете. И это касается не только крупнейших маркетплейсов для потребителей, но и торговых площадок для бизнеса», – отметил руководитель Роскачества Максим Протасов.
Методология оценки включает более 80 критериев, разделенных на семь групп показателей. В этом году Роскачество совместно с Минцифры России, АНО «И2Т» и РТЛабс (разработчик Госуслуг) разработали специальные критерии для оценки доступности веб-сервисов для пользователей с нарушениями зрения.
В специальной номинации «Лучший веб-сервис для пользователей с нарушениями зрения» отмечена компания Лемана ПРО.
«Покупателю важно подтвержденное качество и безопасность продукции на онлайн-площадке. Так как оценить товар, как в обычном магазине, у потребителя нет возможности, на помощь ему приходит маркировка. «Честный знак» в данном случае является подтверждением заявленного качества и характеристик от производителя. Также с помощью приложения Честный ЗНАК потребитель самостоятельно может проверить легальность товара при получении и узнать дополнительную информацию о нем. Интернет-площадкам крайне важно рассказывать покупателям о такой возможности. Инициатива будет только повышать доверие и к онлайн-магазинам, и к товарам, которые они продают», – сказал директор по контрольно-надзорной деятельности ЦРПТ Антон Гущанский.
Дополнительно: